Чудо-женщина: история и биография персонажа в фильмах

Сколько раз смотрели статью: 139

Чудо-женщина: история и биография персонажа в фильмах

Чудо-женщина — вымышленный персонаж, супергерой вселенной DC Comics с ярко выраженным феминистическим уклоном.

Как давно равноправие стало важной темой для поп-культуры? Если послушать раздраженных фанатов комиксов и видеоигр, покажется, что буквально вчера.

Они возмущаются, что «войны социальной справедливости» испортили их любимые развлечения. Теперь в комиксах появляются герои любого гендера, этнической принадлежности или сексуальной ориентации, в видеоиграх — о ужас! — появляются герои, не соответствующие глянцевым стандартам красоты, а любимые фильмы перезапускаются с женщинами в главных ролях.

«Раньше было не так, — говорят они. ― Теперь все испортилось».

Это, разумеется, неправда.

Равноправие, инклюзивность и разнообразие играют важную роль в поп-культурных произведениях уже больше века. Один из первых персонажей, поднявший тему равноправия и показавший, что героями приключенческих историй могут быть не только мускулистые мужчины, — Чудо-женщина.



Она появилась в начале 1940-х и с тех пор оставалась иконой феминизма. Хотя не все было гладко.

За 75 лет существования персонажа авторы не раз предавали идеалы равноправия. Например, Чудо-женщину сделали секретаршей «Лиги справедливости». Она почти не участвовала в действии.

В общем, у Чудо-женщины неоднозначная и сложная история.

Кто придумал Чудо-женщину и кто был ее прообразом

Чудо-женщину придумал психолог и сценарист Уильям Моултон Марстон. Ему казалось, что американским комиксам не хватает супергероинь-женщин, поэтому он придумал амазонку Диану Принс, вдохновленную древнегреческими воительницами.

Также отчасти на Чудо-женщину повлияли образы его жены Элизабет и их любовницы Оливии Бирн, с которой они жили в полиаморных отношениях.



Впервые героиня появилась в комиксе All-Star Comics в декабре 1941-го, а месяц спустя Чудо-женщина попала на обложку антологии Sensation Comics.

Уильям, Элизабет и Оливия были тесно вовлечены в движение суфражисток, которые выступали против дискриминации женщин, так что в комиксах о Чудо-женщине Марстон старался продвигать идеи, близкие современным феминисткам:

  • героиня символизировала женскую независимость,
  • пацифизм и уважительное отношение к человеческой жизни,
  • отказ от насилия как единственного решения всех проблем.

Прямая связь Чудо-женщины с БДСМ

Марстон увлекался БДСМ-практиками, поэтому в ранних комиксах о Чудо-женщине ее очень часто связывали и заковывали в цепи. Правда, она нередко самостоятельно от них освобождалось, так что это еще и работало как метафора освобождения от оков патриархата.

В 1947 году Марстон умер, и персонаж достался другим авторам, а феминистские идеи стали не так заметны в комиксе.

История персонажа за 70 лет

В послевоенные 1950-е сценаристы комикса сфокусировались на романтических отношениях Чудо-женщины со Стивом Тревором — пилотом, после встречи с которым она покинула остров амазонок.

В 1960-е ее вовсе лишили сверхспособностей, и героиня открыла собственный бутик. Тем не менее Чудо-женщина оставалась символом борьбы за женские права.



В начале 1970-х активистки второй волны феминизма активно использовали ее образ. Героиня даже попала на обложку первого номера важного журнала Ms. — одного из первых американских изданий, полностью сделанного женщинами.

Правда, посыл был скорее в том, что Чудо-женщину нужно вернуть к корням начала 1940-х, когда она была настоящей феминисткой.

Первая экранизация Чудо-женщины

В 1975 году героиня попала на телевидение — ABC запустил сериал с Линдой Картер, который просуществовал три сезона.

Линда Картер - первая Чудо-женщина в кино

Линда Картер — первая Чудо-женщина в кино

С одной стороны, у шоу были свои проблемы, свойственные времени, например его нередко критиковали за то, что Чудо-женщина одета как пинап-модель. Но с другой — Картер в первую очередь изображала сильную и независимую женщину, которая учила всех уважать себя, и для телевидения 1970-х это было прорывом.

Они крадут деньги, а я должна заполнять бумаги. Что это за страна!

Чудо-женщина в ООН — без шуток!

В 2016 году Чудо-женщину — именно персонажа, а не актрису, ее играющую — сделали почетным послом ООН. Она возглавила кампанию за равноправие полов и должна была стать образцом независимости для всех девочек и женщин, но супергероиня продержалась на этой позиции всего два месяца.

Противники Чудо-женщины как посла написали петицию, чтобы ее сняли с этой роли, один из аргументов звучал так:

оригинальный автор задумал ее как персонажа с феминистским посылом, но в наше время она превратилась в излишне сексуализированную, неподобающе одетую героиню, которая распространяет совсем другие ценности.

Но сценаристы комиксов о Чудо-женщине продолжают обращаться к прогрессивным идеям. Например, в 2015 году она стала первым супергероем в комиксах, которая провела церемонию бракосочетания для однополой пары.



Многие авторы видят Чудо-женщину как пацифиста и подчеркивают это в комиксах. Наконец, она стала ЛГБТ-иконой: в 2016 году сценарист Грег Рака заявил, что Диана Принс официально бисексуальна.

Лучше всего эволюция персонажа видна по эволюции ее костюма.

Эволюция костюмов Чудо-женщины

В 1940-е она сначала носила юбку, а потом шорты, и это на самом деле было вызовом пуританским нравам того времени.

Сейчас это кажется смешным, но тогда активисты призывали запретить комикс и не продавать его подросткам, потому что героиня, по их словам, была «слишком откровенно одета».

Со временем костюм становился все более открытым и менее практичным: сапоги на каблуках, короткие шорты, открытый верх.

В 1980-е и 1990-е героиня и вовсе носила что-то напоминающее купальник.



Наконец, в 2010-е авторы комиксов поняли, что супергероиня должна одеваться в первую очередь удобно — у Чудо-женщины появились штаны и даже рукава.

Сегодня, когда ее коллеги-мужчины Бэтмен и Супермен стали звездами уже десятков фильмов, Чудо-женщина наконец получила главную роль на широком экране.

За 75 лет, что прошли с момента первого появления героини, человечество многому научилось, но вопросы, которые занимали Уильяма Марстона, все еще стоят. До настоящего равноправия полов далеко: гендерный разрыв в работе и зарплате, гендерный разрыв в работе и зарплате, ограниченный доступ к образованию и в целом дискриминация по половому признаку никуда не делись.

Вряд ли фильм про независимую и сильную героиню-амазонку что-то изменит но Чудо-женщина навсегда останется вдохновляющим символом.

Май 31, 2020

от WorldWebWar

Основной автор проекта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − двенадцать =

Авторизация
*
*

двадцать − 19 =

Регистрация
*
*
*

12 + 11 =

Генерация пароля

4 + восемнадцать =